Удаление зубов

Современная стоматология направлена на сохранение целостности зубов, а также предлагает множество процедур и манипуляций для воплощения этого в жизнь. Однако бывают ситуации, при которых хирургическое удаление зуба – это единственный способ лечения. Как правило, к этому прибегают при неэффективности консервативной терапии или при запущенных стоматологических заболеваниях. Удаление зуба, как и любая операция, является стрессом для организма, но нынешние технологии позволили свести последствия экстракции к минимальным показаниям.

Показания и противопоказания

Существует большое количество причин для назначения оперативного удаления зуба. В большинстве случаев – это хронические инфекции, которые осложняются свищами и другими серьёзными патологиями. Если своевременно не вмешаться, то инфекционные микроорганизмы распространяются по всему организму и образуют новые очаги инфекции. В стоматологической практике показания к этой операции делятся на срочные и запланированные. К первой группе относятся:

• Продольный зубной перелом;
  • Воспалительный процесс, из-за которого поражённый зуб представляет собой потенциальный инфекционный распространитель (может вызвать единичный или множественные абсцессы даже во внутренних органах или периодонтит);
  • Поперечный перелом коронки и отсутствие возможности использовать эндодонтические способы терапии.

К запланированным показаниям относятся:

• Разрушение коневой системы, при котором невозможно прибегнуть к протезированию (вследствие наличия противопоказаний или неэффективности);
  • Третья стадия зубной подвижности;
  • Сложность конфигурации зубных каналов, создающая препятствие для консервативного лечения;
  • Поражённый зуб травмирует слизистую оболочку мягких тканей.

Абсолютных противопоказаний к назначению оперативного удаления зуба не существует. Однако выделяют несколько состояний, при которых проведение этой операции не рекомендуется (или откладывается до момента устранения ограничивающего фактора). Это:

• Наличие инфекционных очагов в ротовой полости;
  • Поражённый зуб находится в области локализации онкологического новообразования;
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • Болезни крови;
  • Беременность на любом сроке и период лактации.

Методика удаления зубов

Несмотря на появление в стоматологической практике новым методик имплантации и протезирования, техника зубного удаления на протяжении многих лет не изменяется (лишь немного корректируется). В зависимости от того, каким способом планируется извлечение пораженного зуба, это оперативное вмешательство делится на: простую и хирургическую операцию. Первый вариант применяется при сохранении целостности коронковой части, так как она выполняет роль опоры для щипцов. В большинстве случаев, этот способ применяется при пародонтозе. В этом случае происходит поражение околозубных тканей, без вовлечения в патологический процесс коронки.

Хирургическое удаление применяется в случае отсутствия коронковой части или невозможности за неё зацепиться (неполное прорезывание при росте восьмёрки или обломленная коронка). В такой ситуации проводится предварительное обеспечение доступа к зубу, а также назначается специальная терапия (курс антибиотиков), предотвращающая развитие воспаления в дальнейшем.

Методики удаления

Выбор оперативной техники напрямую зависит от многих факторов, основным из которых является степень разрушения поражённого зуба. Если сохранилась коронка, назначается удаление стандартными щипцами. Если же она разрушена, то применяются элеваторы. В зависимости от объёма проводимых работ, удаление зубов делится на три основных типа:

1. Простое – предусматривает использование только одного инструмента.
  2. Сложное – врач применяется 2 и больше стоматологических процедур (для выдалбливания, выпиливания и т.п.).
  3. Атипичное – требует проведение предварительного надреза слизистой оболочки и выкраивания слизисто-надкостничного лоскута.

В нашей стоматологической клинике практикуются все существующие методики зубной экстракции, кроме детской хирургии. Выбор метода проводится на основании индивидуальных особенностях пациента, а также от его нынешнего состояния здоровья.

Простое удаление

Эта техника является самой щадящей и требует минимального количества времени. Операция проводится в несколько последовательных стадий:

1. Отслоение круговой зубной связки. С этой целью стоматолог использует гладилку, которая проводится по вестибулярной и ротовой поверхности. Благодаря этому удаётся значительно облегчить процесс наложения щипцов. Этими действиями лечащий стоматолог оценивает эффективность введенного местного обезболивания.
  2. Накладывание щечек щипцов. Щеки пациента раздвигаются так, чтобы между ними смогла уместиться коронка поражённого зуба. Их наложение проводится так, чтобы ось щипцов полностью повторяла очертания зубной оси.
  3. Продвижение щипцов. Это действие проводится до тех пор, пока не появится ощущение полного охвата больного зуба.
  4. Вывихивание. Процесс зубного извлечения может проводится двумя способами: вращение или раскачивание. Они осуществляются с поэтапным увеличением амплитуды. Вращение чаще всего применяется по отношению к зубам, имеющим одну корневую систему (резцы или нижние племоляры). Раскачивание, в свою очередь, применяется при наличии нескольких зубных корней. Важнейшим операционным моментом является выбор правильного направления при изъятии. Если удаляется зуб с верхней челюсти, то вывих проводится в наружную сторону. Если с нижней – в щечную область.
  5. Извлечение. Отделив больной зуб от связочного аппарата, он извлекается из собственной лунки. При этом, необходимо сохранить правильное направление – кнаружи и вверх или вниз.

Сложное удаление

Сложной экстракцией принято считать операцию, в которой используется более 1 стоматологического инструмента. Предпочтительным в этой ситуации является применение элеваторов, с дальнейшим извлечением стандартными щипцами. К этой же категории относится оперативное вмешательство по зубному удалению с вовлечением в процесс долота или бормашины для сверления, когда происходит удаление околозубных костных тканей или поражённый зуб разделяется на отдельные осколки.

Атипичное удаление

Если на любом этапе операции потребуется произвести надрез и выделить слизисто-надкостничный лоскут, говорят про атипичную технику экстракции. Она назначается для извлечения непрорезанных или сверкомплексных зубов, и при переломе верхушечной части корня. Атипичное оперативное вмешательство осуществляется в несколько последовательных стадий:

1. В зоне больного зуба делается надрез мягкой ткани.
  2. Отделение лоскута от костного основания посредством гладилки или респиратора.
  3. Удаление пластинки кости, которое проводится бором (важным условием является предварительное охлаждение оперативной зоны).
  4. Выпиливание всей костной поверхности около его коронковой части (при изъятии непрорезанного зуба) с дальнейшим вывихиванием при помощи элеватора.
  5. Спил большинства альвеолярной стенки (при удалении обломанного верхушечного корня) с дальнейшим изъятием верхушки.
  6. Обработка раневой поверхности антисептическими веществами, после чего в рану закладывается гемостатическая губка.
  7. Накладывание швов.

Позвоните